МАОУ "СОШ №1 г. Улан-Удэ"
670000, Республика Бурятия, город Улан-Удэ, улица Куйбышева, 40
  • О школе

    Школа №1 – старейшее образовательное учреждение города Улан-Удэ. Свою историю она ведет с довоенных лет, с 1924г, когда она называлась "первой образцовой школой". В новый учебный корпус по улице Куйбышева первая школа переселилась в 1934 году.

    Сегодня Школа №1 - активный участник инновационных преобразований, победитель различных конкурсов, таких как Всероссийский конкурс-смотр образовательных организаций «Достижения образования», Конкурс по созданию новых дополнительных мест в рамках программы «Успех каждого ребенка» и др.  Школа в течение нескольких лет была республиканской стажировочной площадкой, имеет статус муниципальной инновационной площадки, является базовой площадкой БГУ, муниципальным предметным центром по русскому языку, немецкому языку. В школе успешно реализуются международный проект «Школа как пункт сдачи экзамена на немецкий языковой диплом», «Сетевой дистанционный образовательный кластер» и многие другие. 

    В образовательном учреждении работают талантливые, преданные своему делу педагоги. Среди них есть отличники просвещения РФ, почетные работники общего образования РФ, победители всероссийских, региональных профессиональных конкурсов и научно-практических конференций. 15 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 16  учителей – 1 категорию.

    Учащиеся школы ежегодно занимают призовые места в смотрах, конкурсах, конференциях различного уровня- от городского до всероссийского.

    Выпускники школы показывают по результатам независимой экспертизы достаточно высокое качество образования, ежегодно есть выпускники, оканчивающие школу с золотой медалью, с аттестатом отличия,  успешно поступают в российские и зарубежные вузы. 

    История школы

    Историческая справка о Школе №1

    13.04.2019

    Довоенные годы

    История школы начинается приблизительно  в 1914-24 годы. Это были трудные, суровые, послереволюционные годы – годы гражданской войны, разрухи, голода. Но страна постепенно поднималась из руин: строились дома, школы,  появлялись новые улицы.

    Школа №1  называлась тогда "первой образцовой школой", её 2-х этажное здание располагалось на территории Площади советов, на месте, где сейчас находится здание института геологии. В новый учебный корпус, построенный  из кирпича разрушенной церкви,  Первая школа переселилась в 1934 году, и тогда же школа стала средней.  В довоенные годы школа была мужской гимназией.

    Военные годы

    Началась Великая Отечественная война. На фронт ушли  многие старшеклассники и учителя.

    В 1942 г. в школе  разместили  госпиталь, а сама школа переехала в здание нынешней вечерней школы №1 по улице Балтахинова.  Госпиталь начал принимать раненых, которых привозили  с полей сражений  Восточного фронта и с фронтов Западного направления. В госпитале лечили  раненых с  ожогами и челюстно-лицевыми  травмами.  (см. Сражение в тылу. Эвакогоспиталь №945)

     В годы войны занятия проходили в здании вечерней сменной школы. Детей училось не много, в основном ученики 1-4 классов, старшеклассники уходили работать, зарабатывать хлебные карточки. Дети трудились на заводах сутками. В газете «Бурят-монгольская правда» 1943года отмечается работа школьников и педагогов школ республики по сбору урожая, школа №1 среди них.

    Школа Арского

    Школа Ивана Арского…. Эти три слова, так часто когда-то произносимые многими  жителями Улан-Удэ – прежде всего, мальчиками мужской средней школы №1 – а потом повзрослевшими выпускниками сороковых-пятидесятых годов, их родителями, учителями, работавшими в этой школе, давно уже стали устойчивым словосочетанием.

    Став директором в 1942 году, Арский принял школу в плачевном состоянии: разбитые окна  и мебель, холод, плохая  дисциплина и  низкая успеваемость.  Но требовательностью и доверием сумел Иван Петрович завоевать мальчишеские сердца. Они стали понимать, что его строгость не от самолюбия, она рождена страстным желанием помочь ребятам. И эта страсть не могла не передаваться и учителям и ученикам. «Для многих из нас он был кумиром…» - вспоминают выпускники. Сколько людей, его учеников и коллег по работе признавались, что для них Иван Петрович именно тот человек, по примеру которого они делали свою жизнь. Он был без всякого преувеличения, любимейшим наставником для тех, кто носил в те годы звание ученика первой школы.

    Великая личность Арского притягивала в школу талантливых педагогов. Для выпускников школы №1 40-50-х годов почти каждый преподаватель был старшим другом: Л.Г. Пастернак, А. П. Подашев, В. Д. Фатеев, З. В. Кожухова-Гуревич, Г. В. Кузьминова, А.М. Баранов, П.А.Сыренов, Г.Я.Машанова, В.М.Новомейский, П.М.Медведев, А.М.Баранов и др.

    Именно в школе Арского выявлялись таланты, рождались традиции, преображались люди. Появились тимуровские команды, хор, самодеятельность, спортивные секции. Арскому удалось отстоять секцию бокса, к которому в те времена официальные власти относились крайне негативно. Теперь школа гордится прославленными боксерами, выпускниками первой школы –олимпийским чемпионом Владимиром Сафроновым, серебряным призером олимпийских игр,  обладателем Кубка мира Вилингтоном Баранниковым. 

    В 50-60 годы широко развернулась туристско-краеведческая работа, результатом которой стал замечательный музей, получивший официальный статус народного. Создателем и руководителем музея в течение 20 лет был учитель географии Геннадий Николаевич Смирнов.  

    70-80-е годы

    В последующие годы в школе №1 старались сохранить традиции, заложенные И.П.Арским. В 1968 году были построены мастерские и спортзал. Слаженный, опытный педагогический коллектив стал отличным помощником администрации школы в образовательной деятельности. На новую высоту поднялось физико-математическое образование в школе. Введено углубленное изучение математики, физики, при школе начали работать педагогические курсы. В 80-е годы школе было присвоено звание «Творчески работающий коллектив».

     Со времени  основания школа №1 проводила в большую жизнь более 7 тысяч воспитанников. Среди них есть немало выдающихся личностей, которые прославили не только Бурятию, но  и всю страну.  Герман Носкин - один из создателей космического корабля «Буран-1», «Буран-2», Николай Леонтьев-организатор космической программы «Союз-Апполон»,    Лев Щепин, Борис Базаров – ученые,  журналисты-Анатолий Субботин и Олег Меркулов, Юрий Буданцев,  знаменитый полярник Владлен Измайлов , писатель Владимир Митыпов и многие другие.

    90-е годы

    В трудные 90-е годы первая школа не утратила свои позиции. В школе вводится коммунарская система воспитания, развивающая система Л.В.Занкова.  Впервые в республике проводится профессиональный конкурс «Учитель года-92» и его победителем становится учитель начальных классов школы №1 Ракова Л.Г.

    Директора Чубаров Н. А., Литвинцев Н.И., Гершевич А.М.,  Бернштейн В. А., смогли создать замечательный, талантливый работоспособный коллектив единомышленников, болеющий за свое дело, творчески относящийся к работе. В школе реализовывалась программа по обмену опытом. Учителя школы перенимали инновационный педагогический опыт учителей-новаторов в Москве, в школах Ямбурга, Караковского, сотрудничали со школами Монголии.

    В 2000-е годы школа работает в режиме развития. Образовательное учреждение вошло в Университетский комплекс БГУ, становится республиканской экспериментальной площадкой по внедрению профильного обучения. В 2005 году школа становится лауреатом конкурса «Школа года России». В эти годы – школа активный участник инновационных преобразований, победитель конкурса ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы, участник эксперимента по внедрению новой системы оплаты труда, получает статус республиканской стажировочной площадки.

     К числу сильных сторон ОУ можно отнести достаточно высокую теоретическую  и технологическую подготовку  педагогов, осуществление инновационных преобразований в учебно-воспитательном процессе. Сегодня в школе успешно реализуются международные проекты «Школа как пункт сдачи экзамена на немецкий языковой диплом», «Немецкий язык – мост дружбы» и др. Школа является базовой площадкой БГУ, муниципальным предметным центром по русскому языку, немецкому языку.  

    Образование и формы обучения

    Обучение в школе может быть организовано обучение в трех формах – очной, очно-заочной и заочной. Разница между формами заключается в количестве часов аудиторных занятий с педагогами. Форму обучения выбирают родители или ученик, если он перешел на уровень среднего общего образования или достиг 18 лет. Для перехода на другую форму обучения необходимо написать заявление и указать, в какой форме организовать обучение.

    Формы и порядок выбора форм обучения отражены в Положении о формах обучения.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Программа развития МАОУ СОШ №1 разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития школы на период с 2022 по 2026 гг.

    Программа развития является локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. Программа развития – локальный акт школы, определяющий стратегические направления ее развития на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития школы определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития. Программа как проект перспективного развития призвана:

    •          обеспечить всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса;

    •          консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения для достижения цели Программы.

    Цель программы развития 

    Создание модели школы, обеспечивающей доступное и качественное образование в соответствии с требованиями инновационного развития социально-экономической сферы Российской Федерации и направленной на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

    Задачи программы развития          

    1.  Повысить качество, доступность и конкурентоспособность образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, за счет обновления материально-технической базы, вовлечения всех участников образовательного процесса в развитие системы образования, а также совершенствовать образовательное пространство Школы посредством внедрения механизмов проектного управления и сетевого взаимодействия.

    2.  Создать  условия  для  воспитания  успешной,  гармонично  развитой  и  социально ответственной личности путем обновления содержания и методов воспитания и здоровьесберегающей индивидуализации образования, поддержки одаренных детей и детей с ОВЗ, модернизации инфраструктуры отделения дополнительного образования детей; для успешной самореализации и профессионального самоопределения;

    3.  Модернизировать инфраструктуру Школы путем создания современной и безопасной цифровой образовательной среды для обеспечения высокого качества и доступности образования в соответствии с информационно-образовательными потребностями обучающихся, способствующей формированию         ценности к саморазвитию и самообразованию

    4.  Создать условия для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания будущих граждан Российской Федерации;

    5.  Создание условий для развития у педагогов профессиональных компетенций, обеспечивающих повышение качества образования и личностный рост каждого ребенка с учетом его возможностей и потребностей, познавательных интересов, особенностей развития и здоровья

    К ЦЕЛЕВЫм ПРОГРАММАМ (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПРОЦЕССНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ШКОЛЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  до 2026 года относятся следующие проекты и программы:

    ПРОЕКТ «СОВРЕМЕННАЯ ШКОЛА»

    ПРОЕКТ «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО»

    ПРОЕКТ «УСПЕХ КАЖДОГО РЕБЕНКА»

    ПРОЕКТ «ЦИФРОВАЯ ШКОЛА»

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie